Строим модели парусников сами. Часть 1. Наборы
Существует много видов хобби и моделизма. Есть любители пластиковых моделей танков, самолетов, автомобилей. Но есть и ценители самого древнего хобби – изготовление парусных кораблей. Ведь не секрет, что самые первые модели были – парусники.
Модели парусных судов очень красивы и привлекательны. Они могут украсить и сделать неповторимым любой интерьер. Модель парусника может стать уникальным и эксклюзивным подарком и принести человеку много ярких впечатлений и положительных эмоций! Все больше людей в мире посвящает свое время постройке моделей-копий старинных парусных судов. В нашей стране деревянный судомоделизм прошел очень сложный путь. В 60-80-х годах 20 века существовало мало источников по постройке парусников, так же были проблемы с материалами для изготовления самих моделей. Строили модели из подручных материалов, используя любые доступные инструменты. Соответственно и качество моделей было далеко от идеала. Ситуация радикально изменилась в 2000-х годах, когда в нашей стране стали появляться профессиональные наборы для постройки моделей парусников (WOODEN KIT) от ведущих европейских производителей: Mamoli, Mantua, Artesania Latina, Amati, OcCre и другие. Эти наборы содержат в себе все необходимые для этого комплектующие: чертежи и инструкции, пошаговые руководства, части корпуса, литые детали, юферсы, блоки, ткань для парусов, нитки для такелажа, шпон и рейки из ценных пород дерева. Так же производители наборов выпускают и специальные инструменты для комфортной и профессиональной сборки моделей парусников. В этой статье хочется описать, что же такое набор для самостоятельного изготовления деревянной модели парусника, из чего он состоит и какие инструменты используются для сборки модели. |
Содержимое коробки |
Рейки |
Как правило, в коробке вы получите все нужные рейки различных сечений и различных пород дерева, круглые заготовки для мачт и реев. Обычно для первичной обшивки корпуса используются рейки из липы толщиной 1,5-2 мм и шириной 4-5 мм. Более тонкие рейки для первичной обшивки не применяются, поскольку именно они определяют прочность корпуса и плавность его обводов. Довольно значительная толщина реек первичной обшивки требует обязательной их обработки (сгибания) перед установкой, иначе они сломаются, отклеятся или корпус «поведет». Этих реек больше всего в наборе. Вторая обшивка обычно выполняется из светлого или темного ореха (или красного дерева) толщиной 0,5-1 мм и шириной 4-5 мм. Чем тоньше рейки финишной обшивки, тем легче их изгибать и тем точнее их можно подогнать друг к другу. Иногда обшивка корпуса дается только в один слой из ореховых реек толщиной 1,5-2 мм. Так делается в нескольких случаях: 1) в дешевых наборах, где важную роль играет цена; 2) у корпусов, предназначенных под покраску; 3) у моделей, где необходимо показать внутреннюю часть борта. Заготовки для мачт и реев имеют идеальную цилиндрическую форму. Эти заготовки необходимо будет заузить. Мачты зауживаются к верхнему концу, реи к обоим краям. |
Вырезанные детали |
Если модель имеет цельнодеревянный корпус, то, как правило, он уже сделан из бука и нуждается только в шлифовке. Обычно на таком корпусе сделан паз под киль и штевни. Вот из-за этого паза иногда бывают проблемы, если он прорезан немного не по центру. Тогда приходится много шкурить корпус для придания ему симметрии относительно киля. Если модель имеет наборный корпус (т.е. сначала собирается каркас, а потом он обшивается рейками), то все шпангоуты, киль, палубы и некоторые другие вспомогательные элементы уже вырезаны или предвырезаны. Шпангоуты и киль обычно делаются из фанеры 3-5 мм, а палубы из фанеры или шпона толщиной 1-1,5 мм. Практически во всех наборах палубу нужно будет покрывать чистовой обшивкой из тонких реек – это очень украсит модель. Иногда в наборных корпусах палубу делают настилом довольно толстых (1-1,5 мм) реек прямо на шпангоуты. |
Мелочевка |
В наборе любой модели парусника есть мелкие детали. Это шлюпки, якоря, пушки и пушечные лафеты, пушечные порты, все блоки и юферсы, рымы и нагели, лестницы, окна, носовые и кормовые украшения, фонари, штурвалы, помпы, брашпили и т.д. Некоторые из них сделаны из дерева, некоторые отлиты из металла. Все мировые производители в деревянных моделях стараются использовать только натуральные материалы и избегают применения пластиковых литых деталей. Как правило, количество и качество именно этих деталей во многом определяет цену набора. Все мелкие детали упакованы в пакеты и уложены в отделения. Многие металлические корабельные украшения уже окрашены в золотистый цвет. |
Снасти |
Как правило, в наборе идут нити различного диаметра (от 0,2 до 2 мм) для изготовления всех снастей и, при необходимости, для штурвального троса и якорного каната. Учтите, что нити, которые идут с набором и используются для стоячего такелажа (такелаж, который во время похода не трогают, он определяет положение неподвижных мачт и не участвует в управлении парусами), желательно окрасить в черный цвет.
|
Паруса и флаги |
Модель парусника возможно построить с парусами и без парусов. Узнать о наличии готовых парусов в наборе можно по картинке модели. Если паруса на фотографии есть, то они есть и в наборе. А вот если паруса не изображены, то, скорее всего, их в наборе нет. Если модель предполагается строить с развернутыми парусами и в наборе есть готовые паруса, то возможны два варианта: 1) В коробку положен кусок ткани необходимого размера, а сами паруса в масштабе 1:1 нарисованы в инструкции. Вам нужно будет перевести их на ткань, вырезать и прошить. 2) Иногда паруса уже отпечатаны на ткани. Остается их только вырезать и прошить. Однако здесь есть одно «но». На таких парусах могут быть отпечатаны швы, причем отпечатаны довольно грубо. Если такой вариант устраивает – то можно оставить все «как есть». Если же стоит задача достичь максимальной копийности – тогда паруса придется изготавливать самому (паруса из набора можно использовать, как лекала для новых). Если в наборе не предусмотрено парусов, то почти на все модели можно приобрести у производителя готовые паруса отдельно, либо изготовить паруса самостоятельно. Часто на парусах должны быть нарисованы какие-либо знаки. Как правило, их приходится делать самому. Неплохой вариант нанесения знаков на паруса – в графическом редакторе нарисовать нужный знак в цвете и распечатать на цветном струйном принтере на специальной бумаге для перевода на ткань. Далее, на вырезанный парус при помощи утюга переносится знак. Все необходимые флаги поставляются в наборе. Некоторые фирмы делают флаги методом двухсторонней печати на ткани, некоторые фирмы методом односторонней печати на «самоклеющейся» ткани. В первом случае флаги нужно только аккуратно вырезать. Во втором – нужно их вырезать, отклеить от бумажной основы и склеить обе половинки между собой. В первом случае флаги получаются гораздо мягче и натурально висят на мачтах, во втором – флаги получаются жесткими и стоят на мачтах, как флюгеры. В этом случае можно изготовить их самому по описанному выше методу для нанесения знаков на паруса. |
Инструкции и чертежи |
К каждому набору прилагается инструкция на итальянском, испанском, английском, французском и немецком языках (бывают и на других, но на русском пока не бывают). Все этапы постройки модели хорошо иллюстрированы. К набору прилагаются чертежи в масштабе 1:1 к будущей модели. Особенность изготовления моделей из дерева в том, что многие детали нужно вырезать самостоятельно из реек или круглых заготовок. И в этом случае все размеры будущей детали берутся прямым измерением с чертежей. |
При написании статьи использовались материалы журнала "М-Хобби" серии "Секреты и технологии" |
Копирование и публикация статей разрешены только с прямой активной ссылкой на сайт aeroner.com.ua |